Термин «психологическое благополучие» был
введен И.В. Дубровиной, которая понимала под этим аспекты психического
здоровья, относящиеся к личности в целом и находящиеся в тесной связи с высшими
проявлениями человеческого духа.
Психологическое благополучие является
необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в
процессе его жизнедеятельности. Психологическое благополучие характеризуется
как комфортное эмоциональное состояние.
Комфортное эмоциональное состояние
является одним из базисных качеств жизни человека и закладывается в детском
возрасте.
Эмоциональное благополучие выражается в
следующих чертах поведения и чувств ребенка:
ü наличии
чувства доверия к миру;
ü способности
проявлять гуманные чувства;
ü способности
сопереживать и чувствовать состояние другого;
ü наличии
положительных эмоций и чувства юмора;
ü способности
и потребности в телесном контакте;
ü чувстве
удивления;
ü вариативности
поведения;
ü способности
к произвольному усилию для преодоления препятствий или снятия дискомфорта, в
том числе и в ситуации соревнования-соперничества;
ü способности
к положительному подкреплению себя и собственных действий;
ü способности
к осознанию особенностей собственного поведения в соответствии с возрастом.
Таким образом, комфортное эмоциональное
состояние — это уверенность ребёнка в себе, чувство защищенности, положительное
самочувствие от сознания собственных успехов. Эти чувства и ощущения во многом
зависят от того, как складываются отношения ребёнка с окружающими людьми и
сверстниками. Общение и взаимодействие ребенка со сверстниками способствует
развитию социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости,
сопереживанию, формированию готовности к совместной деятельности в группе,
формированию уважительного отношения чувства принадлежности к обществу.
Одной из важных составляющих
эмоционального развития ребенка является психологический климат в семье.
Родители являются важнейшим субъектом воспитания человека. Дети нуждаются в
родительской любви, она выполняет функцию поддержания и безопасности
внутреннего, эмоционального и психологического комфорта. Уверенности в том, что
его любят и о нем заботятся для ребенка важная составляющая его эмоционального
развития. Психологический климат в семье влияет на ребенка, как дома, так и в
детском саду. Заботящийся о своем ребенке родитель всегда обратит внимание на
его успехи и неудачи, его забота не может ограничиваться только поцелуями и
ласками. Он должен быть чуток к эмоциональному миру ребенка, уметь подчеркнуть
его достоинства, осознавать важность душевной теплоты и общения. Стараться
всесторонне развить своего малыша, целенаправленно и систематически воспитывать
его эмоции и чувства.
Памятка родителям по созданию
благоприятной семейной атмосферы
1. Помните: от того, как родители разбудят ребенка, зависит его
психологический настрой на весь день.
2. Время ночного отдыха для каждого сугубо индивидуально. Показатель один:
ребенок должен выспаться и легко проснуться к тому времени, когда Вы его
будите.
3. Если у Вас есть возможность погулять с ребенком, не упускайте ее.
Совместные прогулки - это общение, ненавязчивые советы, наблюдения за
окружающей средой.
4. Научитесь встречать детей после их пребывания в дошкольном учреждении.
Нe стоит первым задавать вопрос: «Что ты сегодня кушал?», лучше задавать
нейтральные вопросы: «Что было интересного в садике?», «Чем занимался?», «Как
твои успехи?» и т. п.
5. Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных
неудач. Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о событиях в его
жизни.
6. Ребенок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключить из
общения окрики, грубые интонации.
7. Создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.
8. Постарайтесь стать самым близким другом.
9. Доверяйте своему малышу свои «секреты», переживания.
10. Читайте книги вместе, вместе обсуждайте их героев.
11. На своем примере показывайте значимость своей семьи.
12. Учите сопереживать человеку, попавшему в беду, тому у кого
неприятность, горе.
13. Учите находить выход из трудностей, согласно правилу «Не навреди».
14. Учите дорожить друзьями.
15. Учите ребенка быть внимательным к окружению.
16. Старайтесь ограничить ребенка от внутрисемейных конфликтов.
Помните, что ребенку нужна забота, ласка,
понимание,
а не порицание и ваша усталость после трудного
рабочего дня!
Консультацию подготовила
Педагог-психолог
МБДОУ «ДС №281 г. Челябинска»
Штырхунова А.А.
Комментариев нет:
Отправить комментарий