Под психологической готовностью к школьному обучению
понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для
освоения школьной учебной программы.
Психологическая готовность ребенка к школьному обучению -
это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного
детства, предполагает достаточно высокий уровень развития мотивационной,
интеллектуальной сфер и сферы произвольности.
Подготовка детей к школе - задача комплексная, охватывающая
все сферы жизни ребенка.
Психологическая готовность к школьному обучению
определяется, прежде всего, для выявления детей, не готовых к школьному
обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на
профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации.
- эмоциональный
- социальный.
Под интеллектуальной
зрелостью понимается
дифференцированное восприятие, включающее выделение фигуры из фона;
концентрацию внимания; достаточный уровень развития логического мышления, наличие
широкого кругозора и запаса знаний, а также развитие мелкой моторики (владеть
ножницами, иголкой, карандашом, кисточкой) и зрительно-моторную координацию.
Эмоциональная зрелость в основном понимается как уменьшение импульсивных реакций и
возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание, а
также умение ограничивать эмоциональные порывы.
К социальной зрелости относится потребность ребенка в
общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских
групп, адекватно вести себя и реагировать на ситуацию, организацию и
произвольность поведения; а также способность исполнять роль ученика в ситуации
школьного обучения, желание учиться в школе, принятие новой социальной позиции.
Интеллектуальная готовность к школьному обучению.
Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с
развитием мыслительных процессов - способностью обобщать, сравнивать объекты,
классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. У ребенка
должна быть определенная широта представлений, в том числе образных и
пространственных, соответствующее речевое развитие, познавательная активность.
Личностная готовность к школьному обучению.
Чтобы ребенок успешно учился он, прежде всего, должен
стремиться к новой школьной жизни, к «серьезным» занятиям, «ответственным»
поручениям. На появление такого желания влияет отношение близких взрослых к
учению, как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем
игра дошкольника. Стремление ребенка занять новое социальное положение ведет к
образованию его внутренней позиции.
Формирование внутренней позиции школьника, т. е. такое
отношение к школе, когда причастность к ней переживается ребенком, как его
собственная потребность («Хочу в школу»).
Как формировать мотивационную готовность к школе?
1. Поддерживать интерес детей ко всему новому, отвечать на
их вопросы.
2. Организовывать экскурсии в школы, знакомить с основными
атрибутами школьной жизни.
4. Рассказывать детям о том, что значит быть школьником,
почему он становится более взрослым, поступив в школу, и какие обязанности он
будет выполнять.
5. Использовать загадки на школьную тему.
6. Подбирать развивающие игры типа «Собери себе портфель в
школу», «Разложи по порядку», «Что лишнее?» и т. д.
Основная задача взрослого - показать ребенку, что очень
много неизвестного и интересного он может узнать в школе.
Личностная готовность к школе включает также определенное
отношение к себе. Продуктивная учебная деятельность предполагает адекватное
отношение ребенка к своим способностям, результатам работы, поведению, т. е.
определенный уровень развития самосознания.
Волевая готовность к школьному обучению.
Уже в дошкольном возрасте ребенок оказывается перед
необходимостью преодоления возникающих трудностей и подчинения своих действий
поставленной цели. Это приводит к тому, что он начинает сознательно
контролировать себя, управлять своими внутренними и внешними действиями, своими
познавательными процессами и поведением в целом. Важно воспитывать и развивать
волю у ребенка.
Как развивать волевую готовность?
1. Повышать самостоятельность и ответственность ребенка:
· закрепить конкретное поручение за ребенком (при этом
обязательно просить ребенка повторить сказанное, чтобы убедиться в том, что он
все услышал и правильно понял, поощрять его выполнение;
· учить стихи, пересказывать сказки и рассказы.
2. Развивать самоконтроль:
· использовать игры типа «Сделай так же»,
«Конструирование по образцу», «Найди отличия», «Дай нет, не говорите.»
· Развивать стремление действовать по моральным мотивам.
· Развивать уверенность в себе, в своих силах с помощью
создания ситуаций успеха.
Комментариев нет:
Отправить комментарий