пятница, 11 января 2019 г.

Развитие логического мышления у детей

В процессе своего развития ребёнок преодолевает несколько важных этапов, каждый из которых отличается особенностями, характерными определённой возрастной категории детей. На каждом таком этапе создаётся первичная основа для перехода малыша к следующему этапу развития. Все умения, знания и навыки, которые малыш приобретёт в период своего дошкольного развития, станут для него надёжным фундаментом на всех этапах школьного образования. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме».
Ребёнку, который не владеет навыками логического мышления, будет труднее усваивать новый материал, он не сможет грамотно использовать полученные знания в процессе решения практических задач. Решение каждой учебной задачи будет отнимать у него массу сил и энергии, ослабляя его физическое состояние, подавляя психику и нивелируя желание учиться.

Дети, освоившие навыки и приёмы логического мышления:
  • ·         Могут легко сосредоточиться на проблеме;
  • ·         Очень внимательны;
  • ·         Обладают хорошей памятью;
  • ·         Легко концентрируются над решением поставленной задачи;
  • ·         Чётко мыслят и рассуждают в верном направлении;
  • ·         Не теряются в рассуждениях, обладают чёткой структурой мысли;
  • ·         Легко справляются с решением любой логической задачи;
  • ·         Мыслят неординарно и находят нестандартные способы решения задач;
  • ·         Очень общительны и любознательны;
  • ·         Помимо обучения в школе, как правило, дополнительно посещают различные кружки и студии по интересам.

Это очень активные и жизнерадостные дети, обладающие пытливым умом и интересующиеся любыми событиями, происходящими вокруг. Обучение в школе не отягощает их, они легко справляются с дополнительными нагрузками. Дети, обладающие навыками логического мышления, владеют комплексом «инструментов» — логических операций, крайне необходимых им для общего развития, получения качественного образования и воспитания.
Начинать развитие логического мышления у подрастающего поколения необходимо с самого раннего детства. Детские игры проходят путь развития от предметно-манипуляционных (собрать пирамиду, дом из кубиков) к интеллектуальным играм.
И вот теперь, когда ваши дети стали уже старшими дошкольниками и стоят на пороге школьной жизни, вам предстоит с новой силой окунуться в мир головоломок, ребусов, задачек на сообразительность и т.п., чтобы создать своему крохе ту самую базу, благодаря которой он сможет стать успешным учеником.
Давайте ознакомимся с видами логических игр для детей 6-7 лет.
Сегодня существует огромное разнообразие игр для развития логики у дошкольников. Все их можно подразделить на несколько категорий:
Графические игры – эти игры направлены на развитие мелкой моторики и подготовку детской руки к письму, которое, по мнению педагогов, является самым трудным предметом для учеников начальной школы.
К графическим играм можно отнести любые занятия с пишущими предметами:
 рисование карандашом по клеточками (так называемый графический диктант), раскрашивание картинок с цифровыми обозначениями цветовой гаммы, рисование по точкам и многое другое.
Графический диктант можно писать с ребенком в домашних условиях. Для такой игры необходим только карандаш и листок бумаги в клетку, желательно крупную. Ребенку диктуется определенный алгоритм, например, нарисовать 3 клетки вверх, 8 клеток вправо, 5 клеток вниз. Если задание выполнено, верно, в результате ребенок увидит на листе бумаги различные фигурки. Получившиеся фигуры можно раскрасить. Такие диктанты помогают ориентации в пространстве и прекрасно готовят руку к письму.
Также к графическим играм можно отнести соединение точек по номерам, продолжение узора, различные виды раскрасок и прописей – все эти задания помогают развитию не только логики, но и концентрации внимания.
Речевые игры – это игры на развитие речевого аппарата, чистоты и четкости речи, разнообразия словарного запаса ребенка. Особенно хороши они для детей, которые имеют какие-либо дефекты речи и нуждаются в помощи логопеда. В ходе речевых логических игр дети учатся исследовать и анализировать информацию, полученную на слух. Например, взрослый вслух произносит два слова, дошкольник должен назвать их различия между собой: апельсин и банан, весна и лето, день и ночь, бабочка и птица и т.п.
Можно попросить ребенка составить рассказы по картинкам. В этом случае необходимо следить за последовательностью (логичностью) рассказа, при затруднении ребенку следует помочь.
Довольно эффективны игры на узнавание объектов по определенным признакам. Необходимо попросить ребенка назвать предмет, про который рассказывает взрослый. Например, он желтый, вытянутый и сладкий (банан); он зеленый, полосатый, съедобный (арбуз); рыжая, хитрая, живет в лесу (лиса) и т.п. Таким образом, ребенок не просто отгадывает слова и предметы, но и запоминает новые слова, развивает ассоциативную память, учится описывать предметы по их качествам и свойствам.
Также можно попросить дошкольника назвать слова с противоположным значением, например, веселый — грустный. Или называть синонимы к названным словам (например, маленький – низкий, короткий, мелкий и т.д.). Отличная игра на одновременное развитие логики и речи состоит в том, что нужно назвать слова, противоположные по смыслу. Например, чистый – грязный, кислый – сладкий и т.д.
Головоломки и настольные игры – такие игры вызывают большой интерес у ребенка. По мнению психологов это лучшие игры по развитию мышления и логики, формированию навыков работы в команде, в общении с другими детьми.
Настольные игры – отличный способ развивать не только логическое мышление, но и усидчивость. Дети учатся размышлять и планировать, обдумывать каждый ход и составлять стратегию действий.
Головоломки – это тоже увлекательные и полезные игры на развитие логики. Среди таких игр можно выделить логический шар – лабиринт – это сфера, состоящая из лабиринтов и дорожек, через которые нужно провести шарик разными способами. Такая игра отлично вырабатывает усидчивость и логику. К головоломкам также можно отнести и классический кубик Рубика. В 6-7 лет дети, как правило, уже способны его собрать.
Литература с игровыми заданиями. С одной стороны — это хороший способ приучить ребенка к чтению и познанию мира именно посредством чтения, а с другой стороны — это способствует непосредственному развитию логики, памяти, внимания;
Игры на компьютере и различных электронных устройствах – любимые игры современных детей, к великому сожалению психологов и педагогов. Но плюс в этом, несомненно, есть. Если в компьютерной игре помимо бесполезных «бродилок» и «стрелялок» есть какие-либо задания – квесты, то выполняя их, ребенок получает и полезный опыт. Правда, нельзя использовать только компьютерные виды игр для занятий с ребенком. Это плохо скажется на его здоровье (испортится зрение, нарушится осанка), а также приведет к возникновению компьютерной зависимости. Допустимое время на работу за компьютерными гаджетами в 6-7 лет регламентировано педиатрами и составляет до 30 минут в день.
Очень полезно учить детей решать логические задачи на слух, так называемые «задачки на сообразительность». Например: «Что легче, килограмм камней или килограмм ваты?», «Вася выше ростом Саши, но ниже Алеши. Кто выше Саша или Алеша?». И не стоит разочаровываться, если ваш ребенок в свои 6 лет, возможно, не сможет отгадать некоторые из них. Многие задачи не сразу могут решить даже взрослые. Главное, что для ребенка это будет очень интересно, а вы в свою очередь сможете найти тысячи подобных заданий в печатных изданиях, интернете, а может быть даже составите сами,  развить логическое мышление не только малыша, но и свое и, конечно же, получить бесценные минуты общения со своим любимым малышом.




Комментариев нет:

Отправить комментарий